про футбол
про баскетбол
и другие...

г.Нукус, ул.Чимбайская шоссе
тел:8(361)224-32-06
факс:8(361)224-32-06

 

Родина моя

ИCТОРИЯ КАРАКАЛПАКСТАНА

Административный центр: г. Нукус (население 261, 9 тыс. чел.)
Официальные языки: каракалпакский, узбекский
Население: 1 582, 7 тыс. чел., в основном узбеки (32, 8%) и каракалпаки (32, 1%)
Плотность: 7,5 чел./кв.км
Площадь: 166, 6 тыс.кв.км
Аббревиатура: UZ-QR
Автомобильный код: 95

Граница Каракалпакстана расположена на Туранской низменности. С юго-запада к нему вплотную примыкает пустыня Кара-Кум, на северо-западе находится плато Устюрт, а на северо-востоке - пустыня Кызыл-Кум. Территория Каракалпакстана включает также южную половину Аральского моря, на осушенном дне которого теперь формируется новая солончаковая пустыня Арал-Кум, и низовья реки Амударьи. В Каракалпакстане пустыни занимают более 13.67 млн. га, что составляет более 80% его территории. Своеобразная форма пустыни - барханные пески. Приаралье долгое время медленно опускалось и было ареной аккумуляции осадков мезозойско-кайнозойских морей и сносимых с гор аллювиальных толщ. Это способствовало формированию обширных пластовых и аллювиальных равнин. В их строении принимают участие меловые, третичные и четвертичные отложения. Меловые породы сложены морскими и континентальными образованиями в виде песка и глины в полуостровах Токмаката, Куланды, мыс Актумсык, Бельтау, Кусканатау, Султануиздаг и др., сложены палеозойскими и мезозойскими толщами и выходами кристаллических пород. Значительно моложе в геологическом отношении северо-западные части пустыни: плато Устюрт - позднетретичного возраста. Территория современной Республики Каракалпакстан является своего рода "археологическим заповедником". На данной территории сегодня насчитывается свыше 300 археологических объектов.
В древности эту территорию называли Хорезм. Хорезм - государство, существовавшее в древности и средневековье в низовьях реки Амударьи, на территории современных Республик Узбекистан и Туркменистан. Большой вклад в изучение истории этого края вложила Хорезмская Археолого-Этнографическая Экспедиция под руководством С.П. Толстова, приступившая к работе в 1937 году. В низовьях рек Амударьи и Сырдарьи и прилегающих районах пустынь Кара-Кум и Кызыл-Кум экспедицией было открыто и исследовано большое число археологических памятников различных эпох - от каменного века до позднего средневековья, что позволило в основных чертах восстановить историю и культуру населения Хорезма и всего юго-восточного Приаралья. Древнейшие стоянки первобытных людей, открытые в Хорезмском оазисе и прилегающих пустынных районах, относятся к эпохе неолита (VI-III тыс. до н.э.).В то время здесь обитали племена охотников и рыболовов, живших в больших наземных жилищах каркасной конструкции, крытых древесной корой и камышом.Возникновению Хорезмской этнической общности предшествовали протекавшие в бронзовом веке сложные процессы, обусловленные взаимодействием местного населения с пришлыми скотоводческо-земледельческими племенами степной зоны Евразии при постоянной инфильтрации отдельных групп населения из южных районов Центральной Азии. Под воздействием южных контактов в низовьях Амударьи уже к середине II тыс. до н.э. развивается орошаемое земледелие. Это время сложения тазабагьябской культуры, в которой преобладают черты, свойственные кругу культур степной бронзы, но, в отличие от последних, здесь больший удельный вес приобретает земледелие, основанное на искусственном орошении. Для эпохи поздней бронзы, представленной памятниками амирабадской культуры (X-VIII вв. до н.э.), характерно дальнейшее развитие орошаемого земледелия. Жилища-полуземлянки группируются теперь в поселения из 15-20 домов. Появляются первые признаки выделения специалистов-ремесленников. Углубляется процесс разложения первобытнообщинных отношений, сопровождающийся усилением имущественной и социальной дифференциации в обществе. Становление собственно хорезмской цивилизации было связано с так называемой архаической культурой (VII-V вв. до н.э.), представленной такими памятниками оазиса как городище Кюзели-Гыр и усадьба Дингильдже. Дальнейшее развитие ирригационного земледелия, связанное с сооружением в этот период крупных магистральных каналов, явилось одним из важнейших факторов, способствовавших становлению хорезмской государственности. Возникают укрепленные поселения городского типа и многочисленные сельские усадьбы. В середине VI в. до н.э. Хорезм был завоеван Ахеменидами. Страна вовлекается в круг интенсивных и широких культурных обменов. На рубеже V-IV вв. до н.э. Хорезм обрел самостоятельность, которую он сохранял во времена восточного похода Александра Македонского и правления греко-македонских царей в Центральной Азии. В IV-III вв. до. н.э. хорезмийцы создают свою особую художественную культуру, синтезировав и развив местные и заимствованные (главным образом перед неазиатские) элементы. О связях населения западной периферии Хорезма с кругом культур сарматского облика свидетельствуют курганные могильники Присарыкамышской дельты. Раннесредневековая - афригидская - культура Хорезма (V-VIII вв.), сложившаяся на местной основе под воздействием племен полукочевой периферии, резко отличается от античной. В конце афригидского периода и особенно после арабского завоевания, в VIII веке хорезмийское искусство и культура, сохраняя некоторые традиционные черты, все более приобретает облик, общий для всех стран, вошедших в состав Халифата. В эпоху Великих Хорезмшахов, создавших на рубеже XII-XIII вв. огромное государство, простиравшееся от границ Индии до Кавказа, наблюдается высокий подъем культуры и искусства. Могущество и блеск этой эпохи нашли отражение в строительстве парадных светских и религиозных зданий, пышно украшенных резным ганчем, росписью и поливными плитками, в дальнейшем развитии ремесел. Прогресс в керамическом ремесле выразился в усовершенствовании цветных глазурей, использовании поташной поливы, изготовлении посуды из кашина - полуфаянса. После монгольского завоевания в XIII веке Хорезм вошел в состав Золотой Орды, на культуру которой он оказал значительное влияние. Столица Хорезма - Ургенч, лежавший на пересечений караванных путей, связывавших его с городами Нижнего Поволжья и Центральной Азии, являлся одним из самых крупных ремесленных центров Центральной Азии. Керамика этого времени показывает разнообразие художественных приемов: подглазурная и надглазурная роспись, рельеф, гравировка, штамп. Среди орнаментальных мотивов преобладают растительные изображения, но иногда встречаются и зооморфные. По-прежнему разнообразны богато орнаментированные многоцветные украшения из стекла. Материалы, ныне хранящиеся в фондах отделов археологии Государственного Музея Искусств имени И.В. Савицкого и Института Истории, Археологии и Этнографии при Каракалпакском отделении Академии Наук Республики Узбекистан, представляют большой интерес, позволяя проследить историю культуры Хорезмского оазиса и сопредельных районов на протяжении многих тысячелетий. За это время содержание и стилистика искусства этого региона претерпели ряд изменений, обусловленных социально-экономическими, этногенетическими и идеологическими факторами. Хорезмийское искусство развивалось в неразрывной связи с культурой сопредельных стран, его взлеты и падения нередко были обусловлены бурными политическими событиями. В то же время многие черты местной культуры оказались удивительно устойчивыми и сохранились до наших дней в прикладном искусстве и народной архитектуре современных народов, проживающих на данной территории - каракалпаков, узбеков и туркмен.

 

© 2011, www.nukusor.narod2.ru
Все права защищены
 
Дизайн: Таджимов Акбар
Разработка: Кутлумуратова Юлдуз
Хостинг от uCoz