История баскетбола.
Игра, похожая на баскетбол, известна у индейцев Центральной Америки — майя и ацтеков. Мяч делался из литого каучука, его надо было забросить в кольцо. Родиной современного баскетбола принято считать Соединенные Штаты Америки. Игра была придумана в 1891 в учебном центре Христианской молодежной ассоциации в Спрингфилде, штат Массачусетс. Чтобы оживить уроки по гимнастике, молодой преподаватель, уроженец Канады, доктор Джеймс Нейсмит придумал новую игру. Он прикрепил к перилам балкона две фруктовые корзины без дна, в которые нужно было забрасьшать футбольный мяч (отсюда название basket — корзина, ball — мяч). Через год Д. Нейсмит разработал первые 13 пунктов баскетбольных правил. Но уже первые матчи по этим правилам вызвали их изменения, хотя большинство из них действуют и по сей день. Болельщики на балконах ловили улетавшие мячи и пытались их забросить в корзину противника, поэтому вскоре появляются щиты, которые стали зашитой корзины. Уже в 1893 появляются железные кольца с сеткой. Новая игра оказалась настолько интересной и динамичной, что в 1894 в США были изданы первые официальные правила. В тоже время баскетбол из США проникает сначала на Восток — в Японию, Китай, на Филиппины, а также в Европу и Южную Америку. Через 10 лет на Олимпийских играх в Сент-Луисе (США) американцы организовали показательный турнир между командами нескольких городов. Такие же показательные турниры были проведены на Олимпиадах 1924 (Париж), 1928 (Амстердам).
В 1920-е гг. начинают активно создаваться национальные федерации баскетбола, проводятся первые международные встречи. Так в 1919 состоялся баскетбольный турнир между армейскими командами США, Италии и Франции. В 1923 во Франции проводится первый международный женский турнир. Участие в нем приняли команды трех стран: Англии, Италии, США. Игра завоевывает все большую популярность и признание в мире, ив 1932 в Женеве была создана Международная Федерация баскетбольных ассоциаций.
В ее первом составе было 8 стран — Аргентина, Греция, Италия, Латвия, Португалия, Румыния, Швеция, Чехословакия. В 1935 Международный олимпийский комитет вынес решение о признании баскетбола олимпийским видом спорта. В 1936 он появляется в программе Олимпийских игр в Берлине. Почетным гостем игр был Д. Нейсмит — создатель этой игры. В баскетбольном турнире участвовали команды 21 страны. Матчи проводились на открытых теннисных площадках. Во время этой Олимпиады состоялся первый конгресс ФИБА, где были рассмотрены существующие и приняты единые международные правила игры.
В первой половине 1950-х баскетбол стал терять присущую ему остроту борьбы. Потребовалось внести в правила целый ряд изменений и дополнений для ее оживления. Наиболее важными из этих дополнений были:
- введение правила 30 секунд (команда, владеющая мячом, обязана в пределах
этого времени бросить мяч в корзину);
- расширение площади зоны, в которой игрокам нападения не разрешалось находиться более трех секунд.
Баскетбол - одна из самых фаворитных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, сформировывают координацию.
Баскетбол имеет не лишь оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают сформировывать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, до этого всего, от того, как целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания Баскетбол является интересной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случаем он совсем популярен посреди школьников. Баскетбол, как принципиальное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах.
Современная тенденция игры описывает направленность технической подготовки. Больших результатов можно достичь лишь при высоком уровне технической подготовленности игроков. Для этого баскетболист обязан: 1) владеть известными современному баскетболу приемами игры и уметь осуществлять их в различных условиях; 2) уметь сочетать приемы друг с другом в хоть какой последовательности в разнообразных условиях игры. Разнообразность действий, сочетая разные приемы в условиях единоборства с противником;
3) владеть комплексом приемов, которыми в игре приходиться воспользоваться почаще, и делать их с большим эффектом; 4) постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность и скорость их выполнения (Портнов Ю.М., 1988).
В баскетболе фуррор команды обеспечивает чёткий завершающий бросок. До недавнего времени, да и в настоящие дни основное средство нападения - это бросок одной рукой сверху в прыжке. В состязаниях сильнейших мужских команд мира до 70% всех бросков с игры выполняются конкретно этим методом, с разных дистанций.
главные свойства броска. Говоря о бросках в баскетболе, следует иметь в виду три главных их свойства - вид броска, стиль и технику, понимаемую тут как организационную структуру движений при броске. Баскетбольные снайперы различаются в стилях, в разновидности бросков. Но они не различаются в основах техники - биомеханических принципах движений - рук, ног, тела при направлении мяча точно в корзину. Базы техники, такие как работа ног, держание мяча и направление локтя бросающей руки не одинаковы у различных снайперов (Яхонтов Е.Р., 1987).
Броски в корзину - важнейший элемент в баскетболе. Чтоб выиграть матч, команда обязана превзойти противника в счете, а это достигается посредством более чётких бросков. Все другие приемы игры служат созданию условий для овладения корзинкой. Чтоб приносить пользу команде, каждый игрок обязан уметь метко поражать корзину (Линдберг Ф., 1971).
Каждый бросок основывается на технике выполнения одного из шести бросков: 1) двумя руками снизу; 2) одной рукой снизу; 3) двумя руками с места; 4) одной рукой с места; 5) бросок в прыжке; 6) крюком. Хотя некая модификация и нужна для выполнения разных дистанций и в разных условиях, перечисленные выше броски обеспечивают базу для выполнения хоть какого другого (Коузи Б., Пауэр Ф., 1975).
Классификация бросков корзину (Портнов Ю.М., 1997) Смотрится следующим образом:
1) броски двумя руками; броски одной рукой;
2) броски сверху, от груди, снизу, сверху вниз, добивание;
3) броски с вращением мяча, с отскоком от щита, без отскока от щита;
4) по характеру передвижения игрока: с места, в движении, в прыжке:
5) по расстоянию: дальние, средние, ближние
6) по направлению к щиту: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно к щиту.
|